Режим дня для лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе

Согласно п. 8.2 вступающих в силу 1 сентября 2016 г. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26, учебные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) организуются в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов.

В организации для обучающихся с ОВЗ может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, предусматривающих:

  • организацию питания (полдник);
  • прогулок;
  • дополнительную организацию дневного сна для детей первого года обучения.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и урочной деятельности.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ (таблица № 1 СанПиН 2.4.2.3286-15).

В соответствии с п. 8.5 СанПиН 2.4.2.3286-15 для предупреждения переутомления обучающимся с ОВЗ должны быть организованы:

  • облегченный учебный день в среду или четверг;
  • продолжительность урока – 40 мин (кроме 1-го класса), перемены – не менее 10 мин, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) – 20–30 мин.

Допускается вместо одной большой перемены после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 мин каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе, динамические паузы (до 45 мин).

Согласно п. 8.13 СанПиН 2.4.2.3286-15 организация режима дня обучающихся школьного возраста осуществляется в соответствии с рекомендациями к организации режима дня при дневном и круглосуточном пребывании обучающихся в организациях для обучающихся с ОВЗ (приложение № 2 СанПиН 2.4.2.3286-15).

Ваш ребенок может получать общее образование [19] в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (государственных, муниципальных или негосударственных), а также вне таких организаций – в форме семейного образования и самообразования [20].

К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся:

1) общеобразовательные организации (иными словами – школы), в которых получение образования Вашим ребенком может быть организовано [21]:

  • совместно с другими обучающимися;
  • в отдельных классах, группах;
  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (иными словами – специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах) [22];

2) муниципальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке (ППМС-центры).

Инклюзивное образование подразумевает получение образования Вашим ребенком в среде здоровых сверстников или в отдельных классах (группах) [23].

Следовательно, выбирая образовательное учреждение, в котором будет получать образование Ваш ребенок, Вам необходимо понимать, какие условия созданы в учреждении, и проконсультироваться со специалистами  (психологом, логопедом, дефектологом и др.).

Выбрав образовательное учреждение, Вам необходимо ознакомиться с правилами приема в образовательную организацию[24], которые размещены на официальном сайте в сети Интернет. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Прием в образовательную организацию осуществляется по Вашему личному заявлению при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

Для того чтобы образовательная организация смогла обеспечить Вашему ребенку получение качественного общего образования, в целях определения образовательной программы, которую будет осваивать Ваш ребенок, Вы имеете право при приеме в учреждение представить заключение психолого-медико-педагогической комиссии[25].

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания Вашего ребенка в соответствии с законом об образовании в Российской Федерации определяются адаптированной образовательной программой [26], а для инвалидов[27], также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида[28].

Отметим, что в случае, если Ваш ребенок признан инвалидом, то ему в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации. В ее содержание должны быть включены необходимые ему реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации, а также указаны исполнители реабилитационных мероприятий, соответствующие интересам ребенка (органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения; фонд социального страхования и др.).

При этом важно понимать, что реализация адаптированной образовательной программы не ограничивает Вашего ребенка в получении образования, а позволяет создать специальные условия для его получения[29]. Тем более, что прием на обучение по адаптированной образовательной программе возможен только с Вашего согласия и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии[30].

Под специальными условиями[31] понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • учебников, учебных пособий и дидактических материалов (при этом специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются бесплатно) [32];
  • технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление Вашему ребенку услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых будет невозможно или затруднено освоение Вашим ребенком образовательных программ.

При этом, в случае если образовательная организация не может предоставить Вашему ребенку-инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) оказать услугу, а Вы за собственный счет приобрели техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу, то Вам должна быть выплачена компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном федеральным законом [33].

В настоящее время внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и разработаны:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [35];

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [36].

На основе указанных стандартов образовательные организации разрабатывают адаптированные для обучения Вашего ребенка образовательные программы с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений его развития и социальную адаптацию [37].

Вы имеете право выбирать формы получения общего образования и формы обучения по конкретной образовательной программе, учитывая мнение Вашего ребенка [38].

В частности, при реализации адаптированной образовательной программы для Вашего ребенка могут использоваться различные формы обучения. Так образовательная программа может осваиваться в очной, очно-заочной или заочной формах [39].

Формы обучения в образовательной организации различаются между собой по числу учебных часов, предусматривающих непосредственное взаимодействие ребенка и педагогических работников в процессе освоения образовательной программы.

При реализации образовательной программы могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии [40], а также сетевые формы, позволяющие интегрировать ресурсы нескольких организаций [41]. Ваш ребенок может осваивать содержание образования по индивидуальному учебному плану [42], в форме семейного образования [43].

При выборе Вами семейной формы получения общего образования следует проинформировать о Вашем решении органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого Вы проживаете [44].

Принимая решение о получении Вашим ребенком образования в семейной форме, Вы должны понимать, что отказываетесь от получения образования в образовательных организациях и принимаете на себя обязательства, возникающие при получении образования вне таких организаций [45].

В частности, выбрав семейную форму образования, у Вас возникают обязательства по целенаправленной организации деятельности Вашего ребенка по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у него мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем ребенок, получающий образование в семейной форме, по Вашему решению с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения [46].

Отметим, что Ваш ребенок, получающий образование в форме семейного образования, имеет право бесплатно пройти промежуточную и государственную  итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе [47].

При этом в случае, если Ваш ребенок показал неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, и не ликвидировал в установленные сроки академической задолженности, то он продолжает получать образование в образовательной организации [48].

Ваш ребенок имеет право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей его психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции [49].

Отметим, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании Вашего заявления или согласия в письменной форме [50].

Еще одним вариантом получения образования Вашим ребенком при условии наличия заключения медицинской организации и Вашего письменного обращения является обучение на дому или в медицинской организации [51].

[15] ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[16] ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[17] ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[18] ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2015)

[19] ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[20] ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[21] ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[22] Указанные организации создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [ч. 5 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]

[23] ч. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[24] Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"

[25] Там же.

[26] ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[27] Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»].

[28] Индивидуальная программа реабилитации инвалида– разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы*, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности [ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»].

*Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма [ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»].

[29] ч. 2 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[30] ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[31] ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[32] ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[33] ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2015)

[34] ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[35] Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

[36] Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

[37] ч. 28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[38] ч. 4 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[39] ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[40] ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[41] ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[42] ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[43] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»

[44] ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[45] Там же.

[46] ч. 4 ст.17 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; п. 2 ч.3 ст.44 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[47] ч.3 ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[48] ч.10 ст.58 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[49] ч.1 ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[50] ч.3 ст.42 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[51] ч.5 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»