О чем расскажет учебный план школы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет родителям несовершеннолетних обучающихся право выбора образовательной организации. При обучении в общеобразовательной организации такая  необходимость может возникнуть, например:
при записи ребенка в первый класс;
если родители (законные представители) обучающегося не удовлетворены качеством  обучения в данной организации;
после получения аттестата об основном общем образовании.
При выборе организации важно располагать информацией,  чему и в каком объеме в ней обучают детей. Такую информацию можно получить, познакомившись с образовательной программой организации, в частности с ее составной частью – учебным планом организации. Образовательная программа организации должна быть размещена  на её сайте в сети «Интернет». С образовательной программой администрация организации   обязана  ознакомить обучающихся и их родителей  при приеме на обучение.
Что такое учебный план школы
Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Таким образом. учебный план общеобразовательной организации – это её основной документ,  который определяет:
продолжительность обучения (в учебных годах): общая и по каждому из его уровней обучения;
перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне обучения;
распределение учебного времени между отдельными предметными областями и учебнымипредметами;
распределение учебного времени между федеральным, региональным и школьным компонентом (для БУП-2004);
распределение учебного времени между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса (для ФГОС);
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.
Учебный план разрабатывается организацией  самостоятельно, принимается и утверждается в соответствиис порядком, определяемым её уставом. В организации может быть один (единый) Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным. Учебный план реализуется посредством расписания  и является обязательным документом. Организация  несет ответственность за исполнение Учебного плана в полном объеме и качественно.
Как формируется учебный план школы
Учебный план должен обеспечить выполнение требований образовательных стандартов. Учебные планы государственных, муниципальных общеобразовательных организаций разрабатываются на основе примерных федерального или регионального учебных планов. Особенность учебных планов 2014–2015 учебного года состоит в том, что начальная школа полностью перешла на федеральные государственные образовательные стандарты; в основной школе —  5,6 классы могут работать по ФГОС, а  остальные классы  — по государственным образовательным стандартам (ГОС) или основная школа полностью работает по ГОС;  средняя школа  полностью работает  по государственным образовательным стандартам с реализациейпрофильного обучения.
Как  определить чему учат в школе
Для этого следует посмотреть,  какие учебные предметы включены в её Учебный план. Учебные предметы  (предметные области) в нём  делятся на обязательные (инвариантная часть, федеральный компонент) и предметы, определяемые организацией  самостоятельно (часть, формируемая участниками образовательных отношений для ФГОС,  региональный, школьный компонент- для ГОС).  В  организации может быть организовано углубленное изучение ряда предметов. При этом на предметы  повышенного уровня  выделяется больше  учебного времени, чем  на эти же на  базовом уровне.
Перечень обязательных предметов (предметных  областей) обеспечивает единство образовательного пространства. Освоив обязательные предметы,  обучающийся  должен получить объем знаний, предусмотренный госстандартом на базовом уровне. Так,  обязательными предметными  областями  в начальной школе,  являются: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание,основы религиозных культур и светской этики, искусство, технологии, физическая культура. Обязательными учебными предметами, например, в 8 классах, являются:  русский язык,  литература,  иностранный язык,  математика (алгебра, геометрия),  информатика и ИКТ,  история,  обществознание,  география,  физика,  химия,  биология,  искусство (музыка и ИЗО),  технологии,  основы безопасности жизнедеятельности,  физическая культура.
Перечень  учебных предметов  средней школы формируется  с учетом введенных в организации профилей и состоит из  общеобразовательных  и профильных предметов.  Профили могут быть, например,  универсальный, физико-математический, химико-биологический,  лингвистический, технологический и др.,и определяются организацией самостоятельно  с учетом её специфики.
Обязательными предметами в средней школе являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, Мировая художественная культура (МХК), ОБЖ, физкультура.  В зависимости от профиля школы они могут изучаться на базовом или профильном уровне. Например, на базовом уровне изучаются  литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ,  а  по выбору на базовом или профильном уровне   география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право,  иностранный язык, обществознание.
Организацией сверх Учебного плана  осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.  Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т. д.  и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Кроме того, сверх Учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т. ч. платных.  Выбор дополнительных образовательных услуг, в т. ч. платных, а такжеучастие во внеурочной деятельности является добровольным.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, региональный, школьный компоненты,  набор дополнительных образовательных услуг, профилей обучения, направлений внеучебной деятельности —  определяют  индивидуальность образовательной организации, её  конкурентоспособность, а обучающимся  —  позволяют  сформировать индивидуальную образовательную траекторию.
К сведению, базовый уровень представляет комплекс знаний по учебному предмету, минимально необходимый школьнику, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, т. н.обязательный минимум знаний, умений и навыков. Профильный уровень означает углубленное изучение материала. Кстати, в этом году выпускники средней школы по своему выбору сдают математику на базовом или профильном уровне. Советуем сравнить образовательные программы по какому-либо предмету базового и профильного уровня или соответствующие контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. С результатами ЕГЭ базового уровня в вуз не возьмут.
Как определить,  в каком объеме школа предоставляет знания обучающимся
Объем и глубина  получения обучающимся знаний  зависят от продолжительности обучения,  числа учебных недель в году, продолжительности учебной недели, числа учебных часов в неделю, продолжительности урока,  содержания основных образовательных программ.
Продолжительность обучения в России установлена по уровням обучения: в начальной школе – 4 года (I – IV классы), в основной школе – 5 лет (V–IX классы, в средней школе – 2 года (X–XI классы).
Продолжительность учебного года определяется школой самостоятельно и может составлять от 34 до 37  учебных недель.. Например, в  1 классе – это 33 недели; во  2–4 классах  34 недели и т. д.
Продолжительность учебной недели определяется организацией также  самостоятельно и может составлять  5 или 6 учебных дней.  Чем длиннее учебная неделя, тем больше учебных часов отводится на изучениепредмета.
Предельная недельная нагрузка определяется СанПиН 2.4.2.2821–10. Например,  предельная недельная нагрузка в начальной школе не  должна превышать: в 1 классах  21 час (только 5-дневка); во 2–4 –  23  часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке; в 5 классах  29 час при пятидневке и  32 час при шестидневке; в 10–11 классах — соответственно 34 и 37 час.
На каждый учебный предмет в соответствии с основной  образовательной  программой  Учебным планом предусматривается определенное количество часов (уроков) в неделю в зависимости от класса.
Важно отметить, что образовательная организация не может уменьшать количество обязательных учебных предметов и часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях и несет ответственность в случае нарушения этого требования.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 продолжительность урока не может превышать  45 минут  и  устанавливается организацией  самостоятельно.
Таким образом, Учебный  план:
    гарантирует получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствиис государственным стандартом;
    предоставляет обучающимся возможность  более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
    обеспечивает сохранение единого образовательного пространства.
Итак, изучив Учебный план организации,  можно составить представление, чему и  на каком уровне осуществляется в ней  обучение.
Режим работы организации, продолжительность учебных четвертей, каникул, уроков, расписание уроков и  кружков, занятий по внеурочной деятельности и др. определяется  её календарным графиком на учебный год, разрабатываемым организацией самостоятельно.

 

Последние опубликованные материалы