Локальные нормативные акты общеобразовательной организации

 

Локальные нормативные акты 
С первого сентября текущего года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Указанным законом (п.1 ч.3 ст.28 и ч.1 ст.30) за образовательными организациями закреплены полномочия по принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах установленной компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке,закрепленном уставом образовательных организаций. Наличие и качество уставных и иных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, является критерием оценки эффективности работы образовательных организаций.
Часть 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает, что локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Это акты,регламентирующие:
правила приема обучающихся;
режим занятий;
формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Наряду с положениями статьи 30 Федеральный закон № 273-ФЗ указывает также на другие вопросы, подлежащие урегулированию локальными нормативными актами. В частности, Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что локальными актами образовательных организаций определяются:
язык, языки образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализуемым ею образовательным программам (ч.6 ст.14 Федерального закона № 273-ФЗ);
положения о структурных подразделениях образовательной организации, утвержденные в порядке, установленном уставом образовательной организации (ч.4 ст.27 Федерального закона № 273-ФЗ);
порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения (п. 3 ч.1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ);
порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п.21 ч.1 ст.34 Федерального закона № 273-ФЗ);
порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п.7 ч.1 ст.34 Федерального закона № 273-ФЗ);
дополнительные академические права и меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся (п. 29 ч. 1, п.7 ч.2 ст.34 Федерального закона № 273-ФЗ);
порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом (ч.4 ст.34 Федерального закона № 273-ФЗ);
порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений (ч.6 ст.45 Федерального закона № 273-ФЗ);
порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам (п.7 ч.3 ст.47 Федерального закона № 273-ФЗ);
порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя (п.8 ч.3 ст.47 Федерального закона № 273-ФЗ);
нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч.4 ст.47 Федерального закона № 273-ФЗ);
соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года (ч.6 ст.47 Федерального закона № 273-ФЗ);
режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (ч.7 ст.47 Федерального закона № 273-ФЗ);
права, обязанности и ответственность иных работников образовательных организаций (ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ);
основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг (ч.5 ст.54 Федерального закона № 273-ФЗ);
условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на местас оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами (ч. 5 ст.55 Федерального закона № 273-ФЗ);
порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации (ч.2 ст.62 Федерального закона № 273-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с п.1 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся и правилвнутреннего трудового распорядка.
Указанный перечень вопросов, регулируемых локальными нормативными актами, не является исчерпывающим. Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом в пределах компетенции, установленной ч.1 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ.
Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает не перечень локальных актов, которые подлежат принятию образовательными организациями, а перечень вопросов, которые должны быть урегулированы в пределахустановленной компетенции. Таким образом, в одном локальном акте может быть урегулировано несколько вопросов. Например, в Правила внутреннего трудового распорядка могут быть включены нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам, порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и др. При этом, Федеральный закон № 273-ФЗ не исключает, что по каждому из указанных в ч.2 ст.30 вопросов могут быть приняты отдельные локальные нормативные акты.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, работников, а такжев случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса Российской Федерации, представительных органов работников (при наличии таких органов).
Учет такого мнения может осуществляться путем предварительного рассмотрения локального нормативного акта указанными органами, что должно найти отражение в документах соответствующих органов (например, в протоколах).
Требование к регулированию того или иного вопроса может быть установлено также подзаконными нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и наукиНапример, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 утвержден Порядок проведения самообследования образовательной организацией, согласно которому образовательной организацией должны быть установлены сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения.
Локальные акты образовательной организации не могут противоречить уставу образовательной организации и действующему законодательству.
Согласно ч.5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Данная норма не распространяется на локальные нормативные акты, поэтому они подлежат приведению в соответствиес действующим законодательством с момента вступления Федерального закона № 273-ФЗ в законную силу, то есть с 1 сентября 2013 года.
Локальные нормативные акты утверждаются приказом образовательной организации. Обращаем внимание на необходимость признания утратившими силу ранее действовавших локальных нормативных актов по тем вопросам, которые урегулированы локальными нормативными актами, разработанными в связи с принятиемФедерального закона № 273-ФЗ, а также на недопустимость использования в принятых локальных нормативных актах ссылок на недействующие федеральные и региональные законодательные и подзаконныенормативные акты.
Устав образовательной организации
 Управление обращает внимание на то, что по сравнению с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» (далее — Закон РФ «Об образовании») в Федеральном законе № 273-ФЗ существенно изменились требования к обязательной информации, подлежащей отражению в уставеобразовательной организации.
Требования к уставу образовательной организации определены в статьях 25, 26, 27, 30, 34, 44, 47, 51, 57 Федерального закона № 273-ФЗ, в статьях 9.2, 14, 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и др.
В соответствии с указанными законами в уставе образовательной организации должна содержаться следующая информация:
1. наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характерее деятельности и организационно-правовую форму;
2. тип образовательной организации;
3.место нахождения организации, порядок управления деятельностью;
4. учредитель образовательной организации;
5.сведения о собственнике его имущества;
6. предмет и цели деятельности;
7. исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
8. сведения о филиалах и представительствах (при их наличии);
9. порядок утверждения положения о структурном подразделении;
10.виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
11. структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий, порядок принятия ими решений и выступления от имениобразовательной организации;
12. порядок участия обучающихся и педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления;
13. форма участия в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, родителей несовершеннолетних обучающихся;
14. права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в областиуправления образовательной организацией;
15. права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 Федерального закона № 273-ФЗ;
16. источники формирования имущества организации;
17. порядок внесения изменений в учредительные документы организации;
18. порядок использования имущества в случае ликвидации организации.
Существуют и иные требования к содержанию устава образовательной организации в зависимости от ее организационно-правовой формы или типа учреждения. Так, например, в уставе бюджетного учреждения должен быть зафиксирован размер сделки, которая относится к крупным, или порядок его определения и другиесведения. Обращаем внимание, что Федеральным законом № 273-ФЗ не устанавливается требований к регулированию организации образовательного процесса в уставе образовательной организации.
В связи с вышеизложенным рекомендуем регулировать вопросы регламентации образовательного процесса, как достаточно часто изменяющейся части устава, на уровне локальных нормативных актов, чтобы избежать необходимости регулярного внесения изменений в устав. Согласно части 1.1 ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
1) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации —в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
2) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Образовательная организация обязана создать условия для ознакомления с уставом работников, обучающихся, их родителей (законных представителей). Для реализации данной нормы рекомендуем:
обеспечить размещение текста устава на информационных стендах в образовательныхучреждениях, каждом филиале (отдельно стоящем здании);
разместить текст устава на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет;
обеспечить ознакомление родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и совершеннолетних обучающихся с уставом и другими документами, регламентирующими образовательную деятельность, при приеме в образовательнуюорганизацию.
 
Методическое пособие «Определение перечня локальных нормативных актов. Устав образовательной организации в соответствии с требованиями № 273-ФЗ Об образовании в РФ» (Губанова Елена Владимировна — к. к. н.,профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО Московского института открытого образования; Феклин Сергей Иванович — к.ю.н., эксперт Рособрнадзора, Советник ректора, секретарь Наблюдательного совета ФГАОУ АПК и ППРО, Руководитель юридической клиники (консультации) ГБОУ ВПО МГПУ; Кац Анатолий Моисеевич, доцент Кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании ФГАОУ АПК и ППРО; доцент ГАОУ ВПО Московского института открытого образования)

Последние опубликованные материалы