Преемственность педагогической поддержки ребенка на ступени дошкольного и начального образования

Преемственность педагогической поддержки ребенка на ступени дошкольного и начальногошкольного образования 
Вершинина Н. А., Елюкова А. В., г. Санкт–Петербург
Проблема преемственности и целостности образовательной среды в деятельности детского сада и начальной школы относится к числу приоритетных задач развития образования в России. Это связано,в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования человека и появлением ФГОС дошкольного образования, что диктует необходимость согласования системы организации не только учебного процесса, но и иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в образовании от дошкольного к начальному общему образованию.
В том чтобы у ребенка было как можно меньше затруднений при переходе к следующей ступени образования заинтересованы и воспитатели, и учителя, и родители. Все стремятся к тому, чтобы он былподготовлен к обучению в школе. Однако единства в понимании феномена готовности у всехзаинтересованных сторон не так много, как хотелось бы. Особенно это характерно для образовательных учреждений крупных городов. Стремление родителей использовать все возможности большого города в подготовке детей к школе часто оборачивается для самого ребенка негативной стороной. Уже нескольколет подряд исследователи констатируют достаточно большое количество детей в возрасте 6–7 лет (более 40%) функционально неготовых к обучению в школе [1].
Одно из важнейших умений, которое позволит первокласснику включиться в учебную деятельность при классно–урочной системе её организации, формируется именно в дошкольном возрасте. По мнению В. Т. Кудрявцева [2], это умение (и лежащее в его основе стремление учиться) на разных ступенях образования проявляется в различных формах:
 на дошкольной ступени – в бескорыстной любознательности и желании «ставить эксперименты» над явлениями действительности;
 на этапе введения ребенка в школьную жизнь – в адекватных запросах учебной помощи у учителя;
 в начальной школе – в тех или иных видах учебной самостоятельности при усвоении нового материала: в самостоятельной постановке учебной задачи, в инициативном построении учебного сотрудничества со сверстниками, в самооценке собственных учебных возможностей и достижений, которая может быть корректно соотнесена с отметкой учителя.
С одной стороны, трудности испытывают дети подготовительной к школе группы, так как сформировавшиеся тенденции к более раннему обучению детей: копирование содержания школьных программ и предметов, формирование узко предметных умений и навыков, – влекут за собой перегрузку дошкольников, игнорируется специфика дошкольного периода, и процесс обучения в школе, в дальнейшем,перестает быть познавательным и развивающим для учеников. С другой стороны, с трудностямисталкиваются педагоги, как начальной школы, так и воспитатели дошкольных учреждений: не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении их в 1 класс, существует сложность перехода с авторитарной педагогики во взаимоотношениях с детьмина личностно-ориентированный стиль общения, к социальному партнерству, к «педагогике поддержки». Это существенно замедляет процесс адаптации первоклассника к новым условиям школьной жизни, его оптимизацию поведения и деятельности, необходимых для усвоения учебного материала на уроке,и самореализацию ребенка в учебном процессе, а также ведет к формированию негативных установок к дальнейшему школьному обучению. В свою очередь, начальная школа жестко регламентирует требования и условия к поступлению дошкольника в школу. В таких условиях учителю требуется постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации первоклассника. Поэтому остро ощущается необходимость создания системы педагогической поддержки ребенка на ступени дошкольного и начального школьного образования, потенциал которой обосновал О. С. Газман и его сотрудники (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО) по отношению к школьникам.
Сложность идеи преемственности педагогической поддержки в педагогике заключается в неоднозначноститолкования самого понятия «педагогическая поддержка». Контент–анализ этого понятия позволил нам сделать вывод, что в большинстве исследований общим является подход к определению педагогической поддержки, как к особому виду профессиональной деятельности взрослого, направленной на помощь,взаимодействие и содействие в проектировании путей преодоления ребенком определенных проблем. Под педагогической поддержкой О. С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, и, наконец, с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением) [3]. Таким образом, среди наиболее важных ключевых слов, характеризующих понятие «педагогическая поддержка», удалось выявить «ядро», через которое можно постоянно ухватывать и удерживать «актуальное состояние» целостности ребенка – это проблемы самого ребенка.
Педагогика поддержки – так назвал О. С. Газман деятельность педагога, которая принципиально отличается от обучения и воспитания, но необходимо дополняет их. Исследователи отмечают её высокийпотенциал для достижения успешного педагогического результата. Эта деятельность помогает становлению личностной позиции ребенка, его взрослению, и в значительной степени смягчает и ускоряетпроцесс адаптации первоклассников к начальной школе, преодолению препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Кроме того, процесс педагогической поддержки требует готовности к сотрудничеству всех субъектов педагогической деятельности.
Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования не нова в педагогикеи имеет обширную историю. С этими исследованиями связано научное творчество многих педагогов и психологов. Однако нам не удалось обнаружить в этих работах описания техник, приемов и формпреемственности педагогической поддержки ребенка на ступени дошкольного и начального школьного образования. Менее всего педагогическая поддержка отражена как условие успешного перехода со ступенидошкольного на начальный уровень образования.
Таким образом, преемственность педагогической поддержки ребенка на ступени дошкольного и начальногошкольного образования, не используется в педагогической практике в качестве важного средства подготовки к школе в полной мере. Это открывает перспективы для решения ряда научных проблем таких как обеспечение «охранительной функции» процесса обучения (недопустимость умственных перегрузок, использование здоровьесберегающих технологий, поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности), организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности (опора на потребности и возможностидетей, создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка), приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.
Поэтому решение данных задач в науке мы видим в изучении проделанной педагогами работы по преемственности педагогической поддержки ребенка на ступени дошкольного и начального школьного образования, выявлении значения этих работ для научных и практических поисков, в созданииэффективных условий образовательной среды в пространстве детского сада и школы для успешной адаптации будущих первоклассников.

Список литературы
1. Едакова И. Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС // Начальная школа плюс до и после. 2013. URL: http://www.school2100.ru/upload/iblock/bc2/Edakova.pdf
2. Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: преемственной дошкольной и начальной школьной ступеней // Вестник. 2003. № 11.
3. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. —М., 1995. —№ 3. —С. 58–65.
5

 

Последние опубликованные материалы