Требования к психолого-педогогическим условиям организации образовательной деятельности

Требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса как критерии оценки качества дошкольного образования

Абдуллина Л. Э., Петерсон Л. Г., г.Москва

Перенос в современных нормативных документах дошкольного образования акцента с подготовки ребенка к будущей (взрослой) жизни на полноценное проживание детства как самоценного и социально значимого этапа способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования.
Сегодня результатом дошкольного образования становятся, в первую очередь, социализация детей, индивидуальный для каждого ребенка уровень развития любознательности, активности, самостоятельности, познавательной инициативы, готовности к преодолению ошибок и неудач, поиску решений в новой, нестандартной ситуации, в условиях дефицита информации.
Общепризнано, что решение этих задач невозможно в рамках традиционной педагогики «объяснения знаний». Воспитание активной, самостоятельной личности, способной к созиданию и саморазвитию,возможно только в системе образования деятельностного (а не «объяснительного») типа, в основе которой лежит сбалансированность инициатив взрослых и детей, развитие потребностной сферы обучающихся, их мотивация и вовлечение в самостоятельную познавательную деятельность.
Поэтому не случайно системно-деятельностный подход «сшивает» образовательные стандарты всех уровней, начиная с дошкольной, обеспечивая тем самым преемственность общего образования на уровнедидактических основ, технологий, содержания и методик.
При этом ФГОС дошкольного образования уже на этапе проекта обозначил себя как «нестандартный стандарт», «стандарт детства ради детства». В отличие от всех других образовательных стандартов, в центре ФГОС дошкольного образования находятся требования к условиям (а не к результатам)реализации основной образовательной программы. Под условиями понимается создание образовательной среды развития ребенка и поддержки его здоровья (в том числе, и психологического), где ключевое значение имеет построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах развивающего взаимодействия педагога с детьми.
Таким образом, эффективность современного дошкольного образования зависит, главным образом, от того,каким педагогическим инструментарием пользуется воспитатель. Именно используемые им дидактические основы либо позволяют, либо не позволяют создать психолого-педагогические условия организации образовательного процесса деятельностного типа и, значит, определяют качество работы воспитателя.
В этой связи можно сказать, что для оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС (и, соответственно, для достижения этого качества) высоко актуальным является разработка требований к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса деятельностного типа. Адекватность этих требований методологии системно-деятельностного подхода позволит использовать их в качестве критериев оценки качества реализации ФГОС по указанному параметру.
Один из вариантов решения данной задачи предложен в непрерывной образовательной системе деятельностного метода Л. Г. Петерсон [4] и ее конкретизации на дошкольном уровне в комплекснойпрограмме «Мир открытий» (научный руководитель – Л. Г. Петерсон, под общей редакцией Л. Г. Петерсон,И. А. Лыковой) [5]. Особенностью предложенного подхода является то, что впервые система дидактических принципов обучения логически выведена из системы схем-аксиом общей теории деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.), а не получена эмпирически в результате обобщения лишь индивидуального опыта.
Теоретический способ построения системы дидактических принципов, во-первых, в полной мере обеспечивает соответствие полученных требований требованиям системно-деятельностного подхода. А во-вторых, опора на общие законы деятельности создает общий каркас, синтезирующий различные подходы, что дает возможность каждому педагогу переходить к реализации новых целей образования, опираясь на уже имеющийся у него инновационный опыт, не отвергая его.
В образовательной системе Л. Г. Петерсон выделено семь дидактических принципов, представляющих собой необходимые и достаточные психолого-педагогические условия эффективного управления педагогом образовательной деятельностью обучающегося: это принципы деятельности, психологической комфортности, минимакса, целостности, непрерывности, вариативности, творчества. Каждый из нихуникален, но все они действуют как целостная система, интегрирующая современные научные взгляды о теоретических и методических основах организации развивающего обучения в системе непрерывного образования. Кратко охарактеризуем каждый из принципов.
Принцип психологической комфортности является ведущим на этапе дошкольного образования. Он предполагает создание доверительной атмосферы в общении детей и взрослых, детей между собой, снятие по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.
Общение должно быть доброжелательным, ориентированным на ребенка, его интересы и потребности.Взрослый может выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача — побуждать и поддерживать живой интерес детей, развивать самостоятельность, замечать и фиксировать успех, помогать преодолевать неуспех, формировать у каждого ребенка веру в себяи уважение к другим. Дети не должны бояться ошибок, неудач, приобрести опыт эмоций успеха и радостипри создании собственного результата.
Психологический комфорт обусловливается также чередованием видов деятельности, грамотным расположением детей в пространстве, возможностью их свободного перемещения и пр.
Никакая деятельность не должна вызывать у детей негативные эмоции, навязываться им. Важно, чтобы каждый ребенок видел свою, личностно значимую для него, «детскую» цель.
Очень важно приучать детей заботиться друг о друге. Доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки позволит каждому участнику образовательного процесса ощутить себя в психологическибезопасных, комфортных условиях.
Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на эмоциональное сближение детей и близкихим взрослых.
Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» дошкольниками и освоение в контексте специфических детских деятельностей (игре, исследовании, общении, конструировании и др.).
Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали «открытие».
Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.
Содержание образовательной программы должно быть представлено на достаточно высоком уровне сложности (при этом адекватном дошкольному возрасту). Однако это содержание не должно быть обязательным для освоения каждым ребенком. Образовательный процесс должен быть нацелен не толькона то, чтобы обеспечить каждому ребенку свой максимальный результат, но и возможностьсамоутверждения: «Я могу!». При этом темп продвижения у каждого ребенка будет свой, связанный с егоиндивидуальными личностными и психофизиологическими особенностями.
Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Следует создать условия для формирования у него на доступном уровне целостной картины мира. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников и др.
Принцип вариативности предполагает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, оценки и пр.
В процессе различных форм организации детских видов деятельности могут использоваться задания и вопросы, имеющие несколько вариантов правильных ответов. При создании проблемных ситуаций взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому.
Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это необходимые условия развития творческих способностей, фантазии и воображения каждого ребенка.
Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей на уровнедидактических основ и технологий, содержания и методик между детским садом и начальной школой с позиций преемственности с дальнейшим обучением, жизнью и трудом, формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка в общественном и семейном институтах воспитания и др.
Следует отметить, что представленная выше система дидактических принципов в полной мере соотносится с общепризнанными принципами дошкольного образования, выработанными в отечественной и зарубежнойпедагогике, а также с требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, нашедшими свое отражение в ФГОС дошкольного образования, Конвенции ООН о правах ребенка и других актуальных нормативных документах.
В образовательной системе Л. Г. Петерсон в рамках Всероссийского эксперимента по апробации и внедрению программы «Мир открытий» разработан вариант схемы анализа образовательного процесса дошкольного образования на соответствие дидактическим принципам деятельностного метода. Мы полагаем, что представленные параметры могут оказать помощь экспертам в качестве критериев оценки психолого-педагогических условий организации образовательного процесса деятельностного типа.

ПринципПсихологической комфортности
Параметр. Стиль общения взрослого с детьми

Требования. Педагог использует демократический стиль общения (проявляет доверие и уважение к детям, стремится наладить эмоциональный контакт с каждым ребенком, получать от детей обратную связь, стимулирует их к творчеству, инициативе, старается вовлечь каждого ребенка в активное участие в общих делах, создает условия для самовыражения и проявления индивидуальности каждого).
Параметр. Занятая педагогом позиция в образовательном процессе
Требования. Педагог занимает партнёрскую позицию, в зависимости от решаемыхобразовательных задач выступает в роли:
– организатора (создает развивающую предметно-пространственную среду, моделирует образовательные ситуации);
– помощника (создает доброжелательную атмосферу, вдохновляет, наблюдает за настроением и состоянием детей, замечает и фиксирует успехи каждого, поддерживает в ситуации неуспеха, отвечает на вопросы, помогает тем, кому это необходимо).
Параметр. Общая атмосфера в группе
Требования.
– Спокойный тон общения между всеми участниками.
-  Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
– Атмосфера доброжелательности, открытости.
– Для каждого ребенка создается ситуация успеха.
Параметр. Мотивационная основа включения детей в деятельность
Требования. Педагог ориентируется на:
– личностно значимые мотивы (стремление к общению, к самореализациии самоутверждению, удовлетворение от процесса и результатов деятельности);
– познавательный интерес;
– эмоциональную сферу детей (стремление принять участие в судьбе персонажа, помочь кому-либо, порадовать близких и пр.).
Параметр. Формы организации детской деятельности
Требования. Педагог использует адекватные методы и формы организации детской деятельности (соответствуют возрасту, индивидуальным особенностям и возможностямдетей, их интересам, потребностям).
Параметр. Чередование видов деятельности и форм активности детей
Требования. Педагог рационально чередует виды детской активности (в том числе двигательной) и формы работы (парные, групповые и индивидуальные).
Параметр. Развивающая предметно-пространственная среда
Требования.
– Образовательное пространство безопасно, оснащено средствами обучения и воспитания(в том числе техническими), соответствующими возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям.
– Разнообразные материалы обеспечивают индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления; игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.
Принцип Деятельности
Параметр. Формы организации детской деятельности
Требования. Педагог оптимально соотносит методы и приемы активизации детей:
– деятельностные (проблемные вопросы, побуждающий диалог, моделирование, экспериментирование, проекты и др.);
– репродуктивные (рассказ, объяснение, показ и др.).
Параметр. Способы поддержки самостоятельности и инициативы детей
Требования. Педагог помогает детям:
– понимать и самим формулировать цели своей деятельности;
– предвидеть результат;
– планировать свои действия;
– осознавать условия, которые позволили достигнуть цели.
Педагог организует взаимооценку и самооценку результата деятельности детей.
Принцип Минимакса
Параметр. Уровень сложности содержания
Требования. Содержание работы отбирается в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ребенка на достаточно высоком, но посильном уровне сложности (проявляющемся в совместной деятельности со взрослым и другими сверстниками, но не актуализирующийсяв его индивидуальной деятельности).
Параметр. Способы поддержки самостоятельности и инициативы детей
Требования.
– Во всех видах деятельности педагог помогает детям зафиксировать сделанный новый шаг, достижение (совместное или индивидуальное).
– Организуется взаимодействие и взаимопомощь детей.
Принцип Целостности
Параметр. Интеграция образовательных областей
Требования.
– Педагог использует приемы формирования у детей целостного представления о мире,бережного отношения к природе и уважительного отношения к окружающим людям в контексте взаимосвязи «человек – природа – общество».
– Интеграция образовательных областей осуществляется на уровне общих целей и задач,методов и форм работы, видов детской деятельности, содержания.
– Педагог оптимально соотносит интеллектуальную и эмоциональную, интуитивную и логическую составляющие образовательного процесса.
Принцип  Вариативности
Параметр. Содержание и способы работы с детьми
Требования.
– Педагог систематически включает в образовательный процесс проблемные ситуации и задания, предполагающие различные (при этом правильные!) варианты решения.
Параметр. Способы поддержки самостоятельности и инициативы детей
Требования. Педагог поддерживает самостоятельный выбор детьми материалов, видов активности, способов действия, участников совместной деятельности и общения.
– Педагог поощряет выдвижение детьми собственных гипотез, фиксирует все версии, не отвергая ни одной, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Давайте послушаем, что придумала Лена», «Как хорошо придумал Вова!», «Спасибо, Ира, за интересную идею!»
– Отрицательные оценки исключены; в случаях, когда ребенок ошибается, взрослый использует обороты типа: «Мишутка, это твой вариант, давай теперь послушаем, как думают другие ребята», «Объясни, почему ты так думаешь?», «Молодец, ты разобрался в своейошибке!»
– Педагог помогает детям осознать возможность существования разных точек зрения; побуждает детей слушать и слышать друг друга, быть терпимыми к иным мнениям.
Принцип Творчества
Параметр. Содержание работы с детьми
Требования. Содержание работы способствует раскрытию творческого потенциала детей в различных видах детской деятельности – музыкальной, художественно-эстетической, логической, двигательной и пр.
Параметр. Формы организации детской деятельности
Требования. Используемые педагогом методы и формы работы способствуют самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной, изобразительной, конструктивно-модельной и др.), сотворчеству детей и взрослых, нравственному развитию.
Принцип Непрерывности
Параметр. Содержание работы с детьми
Требования. Содержание образования используется на всех этапах преемственно с опоройна уже имеющийся опыт детей.
Параметр. Методы и формы, технологии, методики
Требования. Используемые методы и формы, технологии и методики обеспечивают преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Список литературы
1. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон.— М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2011.— 64 с.
12
2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». / Под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А.— М.: Цветной мир, 2012.— 240 с.
3. Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 5 / Под ред. Тимофеевой Л. Л. М.: Педагогическое общество России, 2013. С.7–23.
4. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования.— М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000. », 2007.— 448 с.
5. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников / Методические рекомендации. Части 1–4, М.: Ювента.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». / Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.— М. Цветной мир, 2012.— 320 с.
13

 

Последние опубликованные материалы