Роль родительской общественности в повышении качества ДО с учетом требований ФГОС

Роль родительской общественности в повышении качесива дошкольного образования с учетомтребований государственных стандартов дошкольного образования
Коломийченко Л. В., Кирилина М. В., г. Пермь
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности дошкольного учреждения. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, родителей (законных представителей), педагогических работников и детей [3].
Включение семьи в обеспечение государственных гарантий качественного образования в рамках ФГОС, предполагает обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психологическогоздоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развитии.
Реализация современных требований стандарта к повышению качества образования ориентирует на перераспределение ответственности между субъектами образовательной политики, проявляющееся как в открытости образовательного учреждения различным социокультурным влияниям, так и в переходеот патерналистской модели образования к модели взаимной ответственности между образовательными учреждениями и семьей.
Необходимость обращения к неформальному общению с родителями в процессе воспитания дошкольников, оптимизация форм и методов совместной работы с семьей предопределяется рядом причин, особое место среди которых в настоящее время занимает осознание особой роли семьи в процессе социализации: в ней происходит первичная, видовая, родовая, половая, этническая идентификация с людьми разного возраста и пола, усваиваются нормы и правила поведения, характерные для общенациональной, традиционной, психосексуальной культуры [4].
Основная цель федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и поиска новых путей модернизации педагогического процесса.
Дошкольное образование, являясь первым звеном образовательной системы, сегодня претерпевает существенные изменения, связанные, прежде всего, с определением сущностных характеристик, феноменологической и содержательной наполняемостью самой дефиниции «качества дошкольного образования», обозначения основных его параметров, диагностических процедур, поиска путей его совершенствования.
В традиционном понимании качество дошкольного образования рассматривается как общая характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающих меру их соответствиягосударственным стандартам, социальному заказу. Основные параметры качества дошкольного образования находят отражение в наличии условий, обеспечивающих своевременное (соответствующее индивидуальным возрастным, национальным, половым особенностям) развитие детей на основеразнообразия содержания и форм работы с ними; в обеспечении социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; в гарантии достижения каждым ребенком минимального необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе [1].
Достижению оптимального уровня качества дошкольного образования в общественном учреждении способствует четкая определенность основных ориентиров и тесное взаимодействие всех структурных элементов, субъектов и условий организации педагогического процесса, представленные в модели.
Одним из важнейших условий совершенствования качества дошкольного образования в ДОУ является создание мобильной, авторитетной и грамотной родительской общественности, способной к успешномурешению современных задач воспитания и обучения детей в условиях полисубъектного образовательного пространства, к установлению конструктивного диалога с представителями педагогического сообщества детского сад и начальной школы, к созданию условий, способствующих эффективной подготовке детей к школьному обучению, к самостоятельному активному участию в управлении педагогическом процессом [2].
Родительская общественность – один из наиболее существенных факторов эффективной организации педагогического процесса. Смысловое наполнение понятия «общественность» раскрывается через дефиницию «передовая часть общества, выражающая его мнение». Следовательно, не каждоеобъединение родителей может быть принято в качестве родительской общественности, а лишь то, которое целенаправленно совершенствуется в реализации образовательной функции, осознанно распространяет результаты взаимодействия с детьми в широкой практике семейного и общественного воспитания, являясь авторитетным и мобильным транслятором передового опыта.
Родительская общественность рассматривается нами как коллектив грамотных, авторитетных, мобильных родителей, владеющих психолого-педагогической и общекультурной компетентностью, активно участвующих в управлении и организации педагогического процесса, включающихся во взаимодействиес детьми, транслирующих результаты положительного опыта семейного и общественного воспитания с целью совершенствования его качества.
Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.
Под психолого-педагогической компетентностью родителей мы понимаем сложное, многоаспектное образование, в структуру которого входит: знания об основах психического развития ребенка в разныевозрастные периоды дошкольного детства, об отдельных элементах воспитательного процесса (цели, задачи, методы, условия, результат); осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребенку,потребность в реализации собственной воспитательной функции, интерес к процессу личностного развития, социально-значимые мотивы взаимодействия; способы поведения и взаимоотношения с детьми,адекватные нормам социальной культуры; эмоционально-ценностное отношение к результатам общения с ребенком.
Одним из структурных компонентов психолого-педагогической компетентности является социокультурная ориентация родителей. Она проявляется в овладении основами различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно-этической, психосексуальной, народной, национальной, этнической, правовой); в сформированной потребности собственных проявлений, соответствующих социокультурным нормам, в интересе к их изучению; в наличии способов поведения, адекватно отражающих содержание социальной культуры; в бережном, толерантном, уважительном отношении к социокультурным ценностям своей семьи.
Авторитет родительской общественности выражается в способности родителей целенаправленно, не прибегая принуждению, влиять на мысли, чувства и поступки других людей в процессесовершенствования качества образования, в признании за ними права на руководство, на принятиеответственного решения в условиях совместной деятельности, в готовности следовать их указаниями советам.
В ФГОС ДО подчеркнуто, что родители (законные представители) должны принимать участие в разработкечасти образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Важнейшим проявлением авторитета родительской общественности является участие родителей в Управляющем и Попечительском советах, в научно-методическом совете инновационного образовательного учреждения.
Возможности родителей участвовать в разработке устава и образовательных программ, в лицензированииучреждения, в согласовании режима работы и утверждения графиков образовательного процесса, в стимулировании труда педагогических работников и привлечении внебюджетных средств и др.способствует осознанию общественной значимости родительской общественности, становлению субъектной функции равноправного участника педагогического процесса.
Работа родителей в Попечительном совете обеспечивает возможность участия в контроле финансово-хозяйственной деятельности, отслеживание рациональности используемых средств, внесение предложений в план работ органов управления образования, в программы развития ДОУ, организации различных культурных, спортивных, просветительских форумов.
Участие родительской общественности в образовательном процессе позволяет конкретизировать ход экспериментальной деятельности, участвовать в диагностике и обсуждении результатов нововведений, в коррекции программ и технологий личностного развития детей.
Мобильность родительской общественности проявляется в безболезненном изменении позиции родителя в педагогическом процессе, в возможности выполнения функции инструктора, экскурсовода, воспитателя (например, при проведении турпоходов, длительных прогулок, совместного труда, игр с детьми), музыканта, художника и т. д. Мобильность рассматривается как относительно устойчивое свойство личности (коллектива), проявляющееся в предрасположенности, готовности к перемене вида деятельности. Особенно значима эта характеристика родительской общественности в организации детско-родительского взаимодействия, в трансляции педагогического опыта семьи.
В структуре мобильности родительской общественности мы выделяем следующие, на наш взгляд, наиболее значимые, определяющие составляющие:
— когнитивную, представляющую собой базовые, универсальные, фундаментальные, не подверженныебыстрому «устареванию» знания из тех областей, которые выделяются как сферы ключевых компетенций;
— процессуально-деятельностную, обеспечивающую умение оперативно и гибко применять в практическойдеятельности свои знания, решать любую воспитательную задачу наиболее оптимальным и эффективнымспособом;
— организационно-деятельностную основу, которой составляет способность к самоорганизации,саморазвитию, обеспечивающая родителю умение постоянно обновлять свой арсенал знаний и способовдеятельности, организовывать внутренние и внешние ресурсы, необходимые для решения конкретной поставленной задачи.
Процесс формирования родительской общественности предполагает ориентацию на новую философию взаимодействия детского сада и семьи, основывающуюся на идее о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные институты помогают, поддерживают и направляют их воспитательную деятельность. Осуществление взаимосвязи образовательного учреждения с семьей может быть осуществлено по разным видам взаимодействия.
К первому виду связи относятся связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода называются компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как родительские собрания, консультации, лектории и т. д. Существенность связей этого вида можно выразить формулой «Детский сад – семье».
Связи второго вида характеризуются включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Они направлены на его совершенствование (формула взаимодействия: «семья – детскому саду») и тоже носят компенсаторный характер. Практическое проявление таких связей выражается в оказании помощи детскому саду со стороны родителей – налаживание работы кружков, коллективные мероприятия (экскурсии, походы и т. д.).
Третий вид связей – координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественными и зарубежными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников, посещающих дошкольные учреждения.
Взаимодействие – это способ построения отношений и действий в совместной деятельности, который предполагает: взаимное согласование целей и действий; учет интересов и возможностей участников взаимодействия; оптимальное и эффективное распределение обязанностей при выполнении совместной деятельности на основе признания потенциала каждого из участников взаимодействия; взаимообогащение развитие каждого из участников совместной деятельности.
Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО Организация имеет возможность обеспечить открытость дошкольного образования, создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательнуюдеятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основевыявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, создавать условия для обсуждения родителями (законных представителей) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Признание роли родительской общественности в повышении качества дошкольного образования является требованием времени и способствует более эффективному решению задач воспитания маленьких граждан России.
Список литературы
1. Григорьева С. Л. Современные проблемы организации взаимодействия ДОУ и представителейродительской общественности [Электронный ресурс] / С. Л. Григорьева. URL: http://festival.1september.ru/articles/603021/
2. Коновалова О. В. Общественное управление ДОУ как ресурс развития образования [Электронный ресурс] / О. В. Коновалова URL: http://festival.1september.ru/articles/511011/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
4. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности/ Д. И. Фельдштейн.— Избр. тр. в 2 т.— М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005.— 566с.

 

Последние опубликованные материалы