Разработка программы информатизации образовательного учреждения

Разработка программы информатизации образовательного учреждения

Оснащение образовательного учреждения компьютерами не обязательно оказывает какое-либо влияние на его работу. Для того чтобы добиться желаемых результатов, необходимо встраивать информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс, регулярно повышать квалификацию педагогов, развивать информационную среду ОУ. Поэтому процесс информатизации в школах и детских садах должен проводиться системно, что невозможно без разработки собственной программы информатизации и локальных актов по использованию информационных технологий.

Приступая к созданию программы информатизации школы или детского сада, прежде всего, следует определить ее цель и основные задачи. Целью, как правило, становится построение и развитие информационной образовательной среды учреждения. К задачам можно отнести формирование информационной культуры администрации, педагогов, обучающихся и воспитанников, организацию деятельности всех участников образовательного процесса в рамках информационной среды, обучение участников эффективному использованию ИКТ для решения творческих образовательных задач и т. п.  Далее рекомендуется проанализировать состояние информатизации в школе или детском саду на сегодняшний день. Необходимо зафиксировать количество компьютерных классов, наличие или отсутствие единой локальной сети с возможностью выхода в Интернет, описать техническое оснащение каждого кабинета. Желательно указать различные достижения в работе ОУ с ИКТ (участие в проектах, внедрение новых форм обучения, взаимодействия с родителями и т. п.).

Обязательно нужно добавить описание сайта школы или детского сада: год создания, адрес, основные разделы. Причем каждый раздел можно рассмотреть более подробно, с указанием его содержания и назначения.Также рекомендуется осветить подготовку педагогических кадров к работе с информационными технологиями, отметить число работников, владеющих компьютерными знаниями, прошедших курсы повышения квалификации, использующих компьютер в своей деятельности (в процентном отношении). Динамику повышения квалификации педагогов в области ИКТ за последние три года лучше отразить в таблице:

Число педагогов Повышение квалификации в области ИКТ
20__/20__ уч. г. 20__/20__ уч. г 20__/20__ уч. г
       

Динамику достижений педагогов и детей в сфере создания единой информационной образовательной среды учреждения в разные годы желательно также отразить в таблицах:

Название мероприятия 20__/20__ уч. г
Организатор Результат Участники Педагог-координатор
         

В следующей части программы информатизации целесообразно рассмотреть ключевые проблемы, на решение которых должен быть направлен этот документ. Как правило, основной проблемой школ и детских садов является недостаточное применение ИКТ в образовательном процессе. С одной стороны, это связано с тем, что рабочие места педагогов зачастую не оборудованы компьютерной техникой, а в компьютерных классах, в основном, ведутся уроки информатики. С другой стороны, некоторые педагоги до сих пор не понимают актуальности создания единой информационной образовательной среды и ее преимуществ перед традиционной системой обучения. После рассмотрения проблем, необходимо перейти к приоритетным направлениям информатизации ОУ. К ним можно отнести повышение квалификации педагогов в вопросах компьютерной грамотности и использования ИКТ в образовательном процессе, совершенствование материально-технической базы школы или детского сада, внедрение в практику работы инновационных технологий и т. п. Завершить документ логично планом реализации намеченных приоритетных направлений информатизации ОУ и обобщающими выводами. План реализации рекомендуем представить в форме таблицы:

Направление информатизации Сроки Ответственный Результат
       

 Руководитель образовательного учреждения издает приказ по учреждению о создании рабочей группы по разработке программы информатизации ОУ. Руководитель рабочей группы:

распределяет обязанности между членами рабочей группы;
составляет техническое задание для членов рабочей группы.

Члены рабочей группы в соответствии со своими обязанностями, техническим заданием и в указанные сроки представляют руководителю рабочей группы отчеты:

о состоянии компьютерного, офисного и интерактивного оборудования, локальных вычислительных сетей;
о наличии программного обеспечения в ОУ;
о наличии в ОУ цифровых образовательных ресурсов;
о функционировании официального сайта ОУ (в случае его наличия);
о состоянии библиотеки (медиатеки);
об уровне ИКТ-компетентности работников ОУ.

Члены рабочей группы обсуждают и заполняют паспорт программы информатизации ОУ:

Полное наименование программы
Цели и задачи программы
Сроки реализации программы
Объемы и источники финансирования
Ожидаемые конечные результаты (в целом и по годам)
Исполнители программы
Система контроля за исполнением программы

Названия разделов паспорта программы могут меняться в зависимости от особенностей конкретного ОУ. Руководитель рабочей группы готовит проект программы информатизации ОУ и представляет его на совещании при руководителе ОУ:

Мероприятия Сроки Ответственный Источник финансирования Ожидаемый результат
         
         
         

Названия разделов программы могут меняться в зависимости от особенностей конкретного ОУ.

К числу основных мероприятий в рамках информатизации ОУ относятся:

оснащение учреждения компьютерным, офисным и интерактивным оборудованием;
приобретение необходимого программного обеспечения;
создание и оптимизация работы локальных вычислительных сетей;
внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
создание медиатеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов;
организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников ОУ в области ИКТ и т. д.

Участники совещания при руководителе ОУ вносят коррективы в проект программы информатизации ОУ и выносят его на обсуждение педагогического совета ОУ.
Педагогический совет ОУ утверждает программу информатизации ОУ. Программа информатизации принимается органами государственно-общественного управления школы или детского сада и утверждается руководителем ОУ.
Руководитель ОУ назначает приказом по учреждению ответственного за исполнение программы информатизации ОУ.
Ответственным за исполнение программы информатизации ОУ может быть назначен руководитель рабочей группы.