Положение о проведении в муниципальных общеобразовательных организациях "Дня защиты детей"

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  «Организационно-методических указаний МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», в муниципальных общеобразовательных учреждениях Копейского городского округа проводится «День защиты детей» (далее  ДЗД).

Одновременно ДЗД является объектовой тренировкой по гражданской обороне. ДЗД организуется и проводится администрацией образовательной организации (далее ОО) во главе с директором –руководителем по ГОЧС.

Практическая направленность  и соревновательный характер мероприятия ДЗД способствует формированию у обучающихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальныхи чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь.

 

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

Основными целями и задачами ДЗД являются:

·         всесторонняя проверка готовности образовательной организации к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала в чрезвычайных ситуациях и по гражданской обороне;

·         выработка у руководящего состава образовательной организации практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите обучающихся и постоянного состава в чрезвычайных ситуациях;

·         совершенствование обучающимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

·         воспитание у обучающихся уверенности в эффективности мероприятий ГО и убежденности в необходимости принимать в них участие;

·         формирование и развитие у персонала и обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

·         пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу ОБЖ и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет.

 

3.ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЗД

Успех проведения ДЗД во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами ДЗД, четкого руководства и качества разработки документов на его проведение.

К руководящему составу образовательной организации относятся: руководитель гражданской обороны – директор, его заместители, начальник штаба ГО и командно-начальствующий состав (КНС) формирований (там, где они созданы).

Не менее, чем за 2 недели до ДЗД необходимо провести командно-штабное учение (КШУ) с целью выработки навыков у руководящего состава в проведении мероприятий в области защиты по ГО и ЧС, подготовки органов управления образовательного учреждения к выполнению комплекса поставленных задач. Командно-штабное учение может проводиться в виде служебного совещания или педагогического совета.

При выборе темы КШУ необходимо учитывать специфику учебного заведения, возможность возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организованное содержательное проведение ДЗД невозможно без тщательного и продуманного планирования всего комплекса мероприятий. Все необходимые документы разрабатываются штабом ГО под руководством директора с привлечением актива образовательного учреждения. Основные мероприятия в ДЗД планируются как общие для всего личного состава образовательного учреждения, так и раздельные – дифференцированно с постоянным составом и обучающимися по возрастным группам.

При подготовке ДЗД штаб ГО образовательного учреждения активизирует пропаганду курса ОБЖ, используя при этом устные выступления; стенную печать, теле- и радиоузел, учебные видео- и кинофильмы. Обновляется наглядная агитация, оборудуются тематические выставки. Проводится работа, направленная на повышение качества подготовки постоянного состава, совершенствование обучения обучающихся.

В подготовительный период целесообразно провести педагогический совет, на котором рассмотреть состояние ГО в широком плане, определить конкретные задачи и назначить ответственных за подготовку и проведение всех мероприятий, содержание и объем разрабатываемых документов.

К отрабатываемым документам относятся:

- приказ руководителя ГО ОО «О подготовке и проведении ДЗД»;

- план проведения ДЗД.

Ключевые вопросы подготовительной работы должны постоянно находиться в поле зрения директора — руководителя ГО ОО. По его инициативе усилиями педагогов и обучающихся в учебном заведении совершенствуется учебно-материальная база (УМБ).

Посильное участие в этом могут принимать родители и шефские организации. Основными практическими мероприятиями, проводимыми в этот день, могут быть:

- сбор руководящего состава;

- учебные эвакуационные мероприятия;

- действия по сигналу оповещения «Внимание всем!» и информации ГО о угрозе взрыва, радиоактивном заражении местности, заражении сильнодействующими ядовитыми веществами, о возникновении стихийного бедствия и т. д.;

-  герметизация помещений;

-изготовление простейших средств защиты органов дыхания и тренировки в приспособлении повседневной одежды к защите от радиоактивной пыли и отравляющих веществ;

- открытые и показные мероприятия;

- мероприятия по военно-патриотическому воспитанию обучающихся;

- встречи с ветеранами войны, сотрудниками МЧС, МВД, представителями аварийно- и поисково-спасательных служб и т. д.;

- тренировки в работе с приборами РХР и дозиметрического контроля;

- тренировки по оказанию первой само- и взаимопомощи;

- викторины, соревнования по прикладным видам физической культуры, спортивные эстафеты, военно-спортивные игры, походы и т. д.

Всех обучающихся школ в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1–4, 5–8, 9–11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения. Подход в организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер.

Мероприятиями для первой возрастной группы могут быть:

- викторина «Условия безопасного поведения обучающихся»;

 -тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Мероприятиями для второй возрастной группы могут быть:

 - викторина по разделу «Безопасность и защита человека в ЧС»;

 - показное практическое занятие по действиям учащихся в ЧС»;

 - соревнования по оказанию первой медицинской помощи.

Мероприятиями для третьей возрастной группы могут быть:

 - открытые и показательные уроки по разделам «Безопасность и защита человека в ЧС» и «Основы подготовки к военной службе» курса ОБЖ;

 - соревнования по оказанию первой медицинской помощи;

 - военизированная эстафета;

- соревнования по прикладной физической культуре.

Исходя из местных условий и возможностей ОО могут проводиться и другие мероприятия.

Главными условиями успешного проведения ДЗД являются:

-разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;

-максимальное насыщение практическими мероприятиями, состязательный характер;

 -борьба за право называться лучшим классом (группой) по курсу ОБЖ;

-правильный выбор времени (все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения учебного процесса).

При проведении мероприятий ДЗД предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности обучающихся и медицинский контроль.

 

4.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЗД

«День защиты детей» целесообразно начинать со сбора руководящего состава ОО до начала занятий первой смены. При этом директор доводит порядок проведения ДЗД, заслушивает доклады своих заместителей о готовности постоянного состава и обучающихся к проведению мероприятий, предусмотренных планом (Приложение 2).

Для введения в обстановку преподавателей (классных руководителей) и постановки задач используются перемены между занятиями. Обучающиеся получают информацию о мероприятиях ДЗД от преподавателей или через радиоузел.

Открытие ДЗД обычно проводится до начала первого урока и начинается торжественной линейкой (если ее организовать невозможно, то проводится радиолинейка, а общешкольный сбор проводится на большой перемене или после занятий первой смены).

Руководящий состав ОО действует от начала и до конца учений, отрабатывая все вопросы, предусмотренные планом.

Весь личный состав ОО (педагогический состав, технический персонал, учащиеся) активно участвуют во всех основных мероприятиях.

Важное значение в мероприятиях ДЗД должно быть отведено отработке действий персонала и обучающихся по предусмотренному сигналу «Внимание всем!» и последующим речевым информациям. Подача сигнала «Внимание всем!» осуществляется в зависимостиот технического оснащения ОО (радиоузел, прерывистые сигналы электрозвонка и т. п.).При этом руководство ОО осуществляет контроль за прохождением учебного сигнала и его своевременным доведением до исполнителей.

Сигнал «Внимание всем!» целесообразно подавать при отработке одного из разделов «Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время», например проведения эвакомероприятий.

В течение дня в учебном заведении во всех классах (группах) проводятся занятия согласно общему расписанию.

Викторины. По своему содержанию они должны быть тематическими. Все вопросы викторины не превышают объема программы соответствующего класса (группы). Для ее организации назначается жюри из трех человек (учитель, медицинский работник, активист-старшеклассник), а класс (группа) разделяется на команды. По окончании викторины объявляются команды-победители, им вручаются призы, памятные подарки, сувениры или грамоты.

Открытые уроки. Занятия по ОБЖ в третьей возрастной группе в этот день проводятся открытыми. На них по согласованию присутствуют специалисты управления образования и гражданской обороны, а также приглашенные гости. Уроки ведут опытные преподаватели, прошедшие подготовку в учебно-методическом центре по ГОиЧС.

Тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Такие тренировки проводятся с обучающимися первой возрастной группы на уроках, предусмотренных расписанием, или во внеурочное время методом практических занятий. На тренировках под руководством преподавателей обучающимися отрабатываются навыки пользования простейшими средствами защиты органов дыхания и принимаются зачеты. Организуется изготовление ватно-марлевых повязок. Обучающиеся третьей возрастной группы сдают нормативы ГО в соответствиис программой.

Соревнования по оказанию первой медицинской помощи позволяют совершенствовать приобретенные теоретические навыки. Они проводятся, как правило, во внеурочное время. Для учащихся третьей возрастной группы устанавливаются следующие этапы: оказание первой медицинской помощи при различных видах травм; оказание первой медицинской помощи при массовых поражениях; оказание помощи «утопающему»; оказание первой помощи при ожогах, отморожениях, солнечных и тепловых ударах.

Соревнования по физической культуре – действенная часть мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и развитию общей выносливости у обучающейся молодежи. Во внеурочное время проводится комбинированная эстафета с элементами выполнения различных упражнений программы ОБЖ.

Во внеурочное время могут проводиться смотры художественной самодеятельности, строевые песни, тематические встречи, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.

Заканчивается «День защиты детей» подведением итогов, которые целесообразно спланировать раздельно: с обучающимися младших классов (групп) — после завершения намеченных для проведения с ними мероприятий; с обучающимися средних и старших классов (групп) — после выполнения всего плана мероприятий ДЗД; с педагогическим коллективом и техническим персоналом — в конце рабочего дня с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе ДЗД, поощрением отличившихся.

Данные рекомендации являются примерными. В зависимости от подготовки обучающихся, учебно-материальной базы, помощи местных организаций мероприятия и порядок их проведения могут быть другими. Важно, чтобы они отвечали требованиям защиты детей в ЧС, которые могут возникнуть в ОО в мирное и военное время.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДЗД

Планируется:

·         Сбор участников для подведения итогов.

·         Объявление приказа директора об итогах.

·         Вручение призов, памятных подарков, грамот победителям.

·         Разбор проведения ДЗД с руководящим составом, ответственными лицами, педагогическими работниками.

План подготовки и проведения ДЗД подписывается начальником штаба ГО, преподавателем ОБЖ и утверждается директором школы – руководителем ГО.

Итоговым документом является приказ руководителя ГО «Об итогах проведения «Дня защиты детей». В нем дается оценка действий руководящего состава, педагогов, обучающихся. Указываются положительные стороны и недостатки, намечаются действия, направленные на улучшение положения. В части приказа объявляется благодарность, награждаются лучшие.