Современной образование: драйверы изменений

За прошедший год мы погрузились в идеологию, глобальные цели национального проекта «Образование» в увязке с задачами развития нашего региона и муниципалитета.

В этом году мы решили поменять оптику от глобального к конкретному и, во-первых, прояснить тактики проекта, отвечая на ключевой вопрос – «Что и как делать». А во-вторых, и это главное, обозначить фокус всех наших усилий – развитие каждого человека. Не вообще дети, родители и педагоги, а каждый ребенок, каждый родитель, каждый педагог – центр, субъект, актор, причиняющая сила системы образования, о которой мы мечтаем и которую строим.

Обычно мы говорим о внешних вызовах к образованию, как сильных трендах, заставляющих эту систему меняться – индустрия 4.0, цифровая экономика, VUCA-мир. В связи с этим нарастает острая необходимость изменения системы образования. Но пока еще некоторым удавалось работать, почти ничего не меняя, давая «хорошее образование с плохим прогнозом», по меткому выражению российского философа Петра Щедровицкого.

А сегодня самым сильным стал внутренний вызов – подросло новое поколение – младшие в этом году пойдут в школу, старшим уже 24 года. Современного ребенка отличает мышление, он хорошо ориентируется в виртуальном пространстве, гаджеты – это их повседневность. Они независимы и полагаются исключительно на себя.

И на самом деле – это более образованные, уверенные в себе, предприимчивые, открытые и требовательные к образованию, легко осваивающие технологии и быстро обучающиеся дети, которые будут владеть профессиями, еще не придуманными, в которых будет цениться не то, что они уже знают, а то, как быстро они смогут узнавать и применять новое, а работодателям станут важны не дипломы, а профили компетенций.

Их много. Они уже к нам пришли. А старшие из них уже и своих детей к нам приведут. Пока волнения жителей прежде всего связаны с доступностью образования.

Рост детского населения мобилизовал нас на решение проблем очереди малышей в детский сад, записи первоклашек в школу, поступления в 10-й класс.

И поэтому очень важно, что в нацпроекте «Образование» по всем направлениям заложены инфраструктурные решения. Или не приведут…

В городе создана инфраструктура, которая обеспечила разработку и внедрение инноваций в содержании и технологиях, она дала свой эффект. Мы гордимся результатами, которые по отдельным направлениям превосходят показатели образовательных систем Челябинской области, хотя у нас проблемы еще есть!

Инфраструктурные решения не самоцель, а база для развития новых технологий и образовательных форматов, для достижения целей проектов.

Национальный проект содержит большие требования к результату. Поэтому важно, чтобы каждый педагог и руководитель понимал: что и как необходимо делать в рамках нацпроекта, но при этом не ужесточить ограничения для творчества.

Поскольку именно технологии являются инструментами реализации больших стратегических задач, нужно определить принципиальные критерии для их отбора – чтобы педагоги имели ориентиры, но сохранили возможность выбора и авторской профессиональной позиции.

Для начала предлагаю взять за основу подходы, уже разработанные для поколения Z. Возможно, на уровне муниципалитета понадобится переговорная площадка для отбора лучших технологий, соответствующих этим подходам, и принятия решений по их дефицитам для заказа городскому методическому центру, организациям высшей школы. Предстоит разработать механизмы их быстрого внедрения. Необходимо систему управления, начиная с уровня руководителя образовательной организации, заточить на внедрение нового содержания, технологий и форматов взаимодействия участников образовательного процесса. Таким станет содержание работы муниципальной системы образования на ближайший год.

В настоящее время в городе разработаны и реализуются муниципальные составляющие региональных проектов национальных проектов «Демография», «Образование». Региональный проект «Содействие занятости женщин», который должен к 2024 году решить две задачи:

- увеличить численность малышей до 3 лет, получающих дошкольное образование;

- увеличить уровень занятости мамочек дошкольников.

Для этого мы должны обновить инфраструктуру, обеспечить строительство садов, создать дополнительные места в дошкольных организациях.

В рамках проекта к началу 2020 года в городе планируется создать:

-  231 место для детей в возрасте от 1 года до 3 лет путем выкупа дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях по ул. Калинина. На данные цели из федерального бюджета будет выделено 126 млн. рублей.

- 25 дополнительных мест для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях;

К концу 2020 года дополнительно будет создано 377 мест в дошкольных образовательных организациях.

Для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста в новых условиях важно изменить способы и содержание работы с детьми и родителями. Необходимо широко использовать технологии развития эмоционального интеллекта, критического мышления, воображения, создание цифровой образовательной среды. И в этом процессе – родители первые помощники и зона особого внимания.

В рамках проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в целях повышения компетентности каждого родителя в вопросах воспитания предусмотрено создание модели индивидуального психолого-педагогического сопровождения на федеральном и региональном и муниципальном уровнях.

К 2024 году нам предстоит создать муниципальную сеть консультационных центров в детских садах, школах, службах ранней помощи, центрах психолого-педагогической помощи.

Необходимо будет так организовать взаимодействие служб образования, здравоохранения, социальной защиты, чтобы каждая мама знала, где получить ответы на свои вопросы. И это еще одна задача муниципальных психологических служб, которые будут постепенно трансформироваться в муниципальные службы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки.

В настоящее время в городе реализовывается проект «Родительский университет», который предусматривает консультативную помощь родителям, формирование родительских компетенций. В прошедшем учебном году в городе работали 17 территориальных образовательных комплексов. Родительский университет охватил своей работой более 2 тысяч родителей.

Проект «Современная школа» тоже начался с изменения инфраструктуры: это строительство новых школ, укрепление материальной базы, ремонт сельских спортивных залов, создание доступной среды.

В рамках реализации проекта к началу 2020 года в городе:

- будут приобретены два транспортных средства для организации перевозки обучающихся;

- в двух образовательных организациях будут проведены капитальные ремонты;

- дополнительно в 1 образовательной организации будут созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования.

К концу 2021 года будет создано новых 1000 мест в общеобразовательных организациях (мрн. Тугайкуль).

Приказом Министерства просвещения утверждены показатели оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.

Мы в городе к этим показателям добавляем комплексную безопасность. На наш взгляд, это не менее важный критерий, т.к. от этого зависит сохранность жизни ребенка.

Все это делается во имя главной идеи проекта «Современная школа» – улучшения качества образования. Сегодня сложилась система внешней оценки качества образования.

За последние годы модель проведения ЕГЭ доказала свою состоятельность: достигнут высокий уровень объективности и прозрачности экзамена.

Мы анализируем итоги единого экзамена и видим, что развитие есть.

Третий год подряд три школы города дают 100-балльные результаты. В этом году 100 баллов на государственной итоговой аттестации получили 9 одиннадцатиклассников. Растет число выпускников, получивших высокие баллы ЕГЭ. В этом году – это 241 человек.

Впервые в этом году результаты ЕГЭ влияли на получение аттестата с отличием и вручение медали «За успехи в учении». В городе 29 выпускников награждены медалью «За особые успехи в учении». Качество подготовки медалистов – это своеобразный маркер, отражающий уровень преподавания и объективность оценки освоения обучающимися образовательных программ. Все выпускники подтвердили результатами экзаменов право получения аттестата особого образца.

Впервые порядок и регламенты оценки качества общего образования закреплены на федеральном уровне. Во исполнение Указа Президента принята Методология и критерии оценки качества общего образования в школах на основе практики международных исследований качества подготовки учеников.

В 2019 году в 49 школе города проводилось сравнительное международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2019 (Trends in International Mathematics and Science Study). В нем приняли участие школьники четвертых и восьмых классов.

Ежегодный комплексный анализ качества образования будет проводиться на основе результатов всех мероприятий федерального уровня с обязательным выявлением «зон риска» в области качества образования.

Одной из «зон риска» является наличие школ, в которых Рособрнадзором выявлены признаки необъективности результатов Всероссийских проверочных работ.  В этом году в «зону риска» попали 2 школы из 21.

Отказ «от погони за результатами любой ценой» в обмен на честность позволит привить школьникам и педагогам культуру объективности, культуру честности.

Мониторинговые исследования качества образования будут проводиться и в дальнейшем, поэтому мы должны обеспечить овладение всеми педагогами города новой методологией оценки индивидуальных достижений. Это тот инструмент, который позволит своевременно менять процесс образования. Поэтому обновляемая инфраструктура должна становиться и источником распространения современных образовательных технологий.

Так, в школе № 5 села Калачёво к 1 сентября 2022 года будет создан центр цифрового и гуманитарного образования Точка роста, нацеленный на уменьшение разрыва между городскими и сельскими школами.

Ученики получат возможность изучать предметы на современном высокотехнологическом оборудовании.  Это позволит не только создать условия выбора для ребят, но и повысить качество образования.

Уже сегодня в нашем распоряжении есть современные инструменты – цифровые платформы Российской электронной школы, Мобильного образования, Учи.ру, электронная школа Знаника, Яндекс Учебник, Фоксфорд и другие.

Проект «Успех каждого ребенка». В нем также первоначальным требованием является доступность – для проживающих в любой территории, из семьи с любым статусом, только в зависимости от интересов. В 2024 году охват детей дополнительным образованием должен составить 80%.

В этом проекте тоже есть инфраструктурные мероприятия.

В этом году Копейск прошел конкурсный отбор на предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание детских технопарков «Кванториум». К 2024 году еще 400 ребят смогут реализовывать свои творческие фантазии, освоить самые современные технологии под руководством высококвалифицированных преподавателей.

Полноценная реализация принципа персонализации обеспечит доступность для разных категорий детей – и с ограниченными возможностями, и с особыми потребностями. А кроме того, дополнит существующую систему развития талантов.

Для одаренных детей сегодня реализуются программы дополнительного образования.

Эффективно, на протяжении многих лет в городе развивается олимпиадное движение. Результаты говорят сами за себя.

В этом году впервые прошли муниципальные конкурсы:

- конкурсы победителей и призеров олимпиад и конкурсов среди школьников и воспитанников организаций дополнительного образования,

- конкурсы образовательных организаций и педагогов-наставников, подготовивших победителей и призеров олимпиад, конкурсов и соревнований.

Конкурсы позволили выявить лидеров (организации и педагоги), которые демонстрируют высокие результаты участия обучающихся в олимпиадах, выявить потенциал одаренных детей, талантливых педагогов, проследить систему работы образовательной организации.

В рамках реализации совместного проекта с Челябинским областным многопрофильным лицеем с целью подготовки ребят к научной деятельности и к участию в олимпиадах организована работа учебно-научной школы «Академии.74ру». В 2018-2019 учебном году в Академии обучались 6 обучающихся школ города.

Ежегодно дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в Национальном чемпионате «Абилимпикс». В прошедшем учебном году в региональном этапе чемпионата «Абилимпикс» наши ребята заняли 3 место. Эту работу мы будем продолжать в рамках трудового обучения в каждой школе, чтобы обеспечить успешность каждого ребенка.

В проекте «Успех каждого ребенка» заложены также технологии для самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся - Всероссийские открытые уроки на портале «ПроеКТОриЯ» и проект «Билет в будущее». К 2024 году каждый ребенок должен будет определяться с будущей профессией через тестирование и профпробы. И большая часть этих профессий будет связана с цифровой экономикой.

Ключевой задачей проекта «Цифровая образовательная среда» является практическое воплощение принципа «человеко-центричности» образования путем формирования новой, «цифровой» системы взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Цифровая образовательная среда - условие индивидуализации и непрерывности обучения на протяжении всей жизни.

Главные направления проекта: модернизация инфраструктуры, внедрение сервисов и технологий, подготовка кадров.

Первый инфраструктурный результат, перекрестный с программой «Цифровая экономика» – это подключение школ к скоростному Интернету.

В результате успешного прохождения отбора на 2020-2022 гг. школы получат Интернет на скорости 50 Мегабит/с на селе и 100 Мегабит/с в городе к концу 2021 года. К началу 2020 года года будут подключены 19 школ, а всего до конца 2021 года – 23 школы.

Следующий результат – обновление материально-технической базы. Это – мобильные компьютерные классы, презентационное оборудование, ноутбуки для педагогов. Внедрение новых сервисов и технологий будет осуществиться на базе федеральной платформы цифровой образовательной среды.

Основой платформы станет дата-хаб – система управления отраслью на основе больших данных, как статических, так и динамических.

В результате к 2024 году ведомственная отчетность радикально сократится, а управленцы получат качественные инструменты анализа и принятия решений.

Задача вхождения нашей страны в число 10-ти ведущих стран мира по качеству общего образования самым тесным образом связана с формирующейся в России системой профессионального роста педагогических кадров.

Федеральный проект «Учитель будущего» определяет профессиональный портрет педагога, который будет работать в современной цифровой школе и формировать личность, способную в будущем создавать мировой научный и технологический потенциал.

А это значит, работать нужно на опережение. У нас это, к сожалению, не всегда получается. Вот, например, профессия – мобильный разработчик. Или Веб-дизайнер, специалист по блокчейну. Многие ли слышали о них? А между тем, на сегодня они являются одними из самых востребованных. Цифровизация в России интенсивно развивается. Педагог должен соответствовать реалиям современного мира!

Мы возлагаем надежды не только на педагогов-стажистов, но и на молодых специалистов. Они смогут помочь своим старшим коллегам в освоении информационных технологий, коммуникаций в социальных сетях, возглавить волонтёрское движение, отряды Российского движения школьников.

Проект «Учитель будущего» предусматривает новую форму аттестации педагогических работников, которая предполагает не оценку достижений учащихся, как это происходит сейчас, а оценку профессиональных компетенций. Для эффективного решения задач проекта пересмотрена деятельность муниципального «Учебно-информационного методического центра». С нового учебного года УИМЦ начинает осуществлять обучение педагогических работников по программам повышения квалификации и переподготовки. На данный вид деятельность получена лицензия летом текущего года.

Показателем качества методической работы являются результаты конкурсов профессионального мастерства. В 2019 году два педагога города (педагог дополнительного образования ДТДиМ Прокопцева Валерия Федоровна и учитель-дефектолог Детского сада № 15 Вишнякова Ирина Владимировна) стали победителями областного этапа конкурсов профессионального мастерства и будут представлять Челябинскую область в России.

Думаю, что мы можем говорить о создании в городе оптимальных условий для поэтапного исполнения целей проекта «Учитель будущего».

Наша задача донести эффекты национального проекта до каждого жителя города. Использование новых технологий в единой системе от федерального, регионального, муниципального уровня до конкретного учреждения позволит сократить потери смыслов нацпроекта. Но мы помним, что все образовательные технологии вторичны по сравнению с человеческими качествами. Именно способность к самомотивации наших детей и воля идти к поставленной цели будет определять уровень развития города, региона и качество жизни страны.

Последние опубликованные материалы